КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Реализация новой миссии школы №23 возможна при создании и внедрении системы инженерного образования (его начал) в условиях школьного образования при тесном сотрудничестве организаций дополнительного образования, профессионального образования, предприятий города Коврова, руководителей бизнес-структур как первая ступень в системе непрерывного инженерного образования города Коврова.
Инженерное образование (ИО) является составной частью обучения и воспитания обучающихся, которая:
- включает представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, социально-техническом проектировании окружающего пространства, способах получения и обработки материалов, информации; воспитание технологического системного способа мышления;
- предполагает усвоение обучающимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с машинами и механизмами, формирование способности к конструированию и проектированию;
- требует высокой учебной мотивации в изучении предметов физико-математического цикла, информационных технологий, конструирования и проектирования с выходом на научно-исследовательскую и научно-практическую составляющую; устойчивого интереса к практико-ориентированным курсам, прикладным, изобретательским и творческим работам;
- опирается на высокий интеллектуальный уровень обучающихся, который обеспечивал бы целостное представление о современном обществе, систему знаний о его экономических, социальных, политических и духовных основах;
Особое внимание обращается на актуальность предлагаемых изменений - результатом обучения учащихся в классах инженерно-технологического профиля, должно стать формирование компетенций выпускника средней школы, обеспечивающие возможность получения инженерного образования.
Очевидно, что половина компетенций из перечня, перечисленных рисунке и в таблице являются метапредметными, личностными и эффективно могут быть освоены человеком в период его взросления, т.е. во время его обучения в школе.
Основные принципы реализации системы начал ИТО
в условиях школьного образования
1. Системный подход. Разработанная система инженерного образования,
структурно выстроена, выделены компоненты и связи, механизмы,
позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность всего
процесса, так как в основе заложен принцип преемственности. На каждом
уровне общего образования учтены этапы включения учащихся в инженерное знание и в практико-ориентированную деятельность.
2. Принцип преемственности и непрерывности. Образовательная
область «Технология», предметы естественно-математического цикла синтезирует научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Основу предметов естественно-математического цикла, а также входящих в образовательную область «Технология» составляет самостоятельная проектная практическая деятельность учащихся, что позволяет сократить их репродуктивную функцию. Модульное построение содержания образовательных областей позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, блочно-модульный подход обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах, к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
3. Принцип индивидуализации и социализации обучающихся
предполагает создание системы профильного обучения в старших классах школы, ориентированной в т.ч. на индивидуализацию обучения и социализацию выпускников с учетом регионального рынка труда, а также предусматривает сетевое взаимодействие при реализации ООП с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования и предприятиями города Коврова
4. Принцип опережающего обучения. Концепция носит характер опережающего инженерного образования, при этом каждый уровень общего образования имеет конечную цель:
|
- ЗУНы, опыт деятельностей, компетентности (предметные, метапредметные, личностные)
- Профориентация (мотивация, информированность, самореализация, творческие достижения)
- Личное и профессиональное самоопределение (осознанный выбор: профиля обучения в старшей школе, направления профессиональной деятельности, форм обучения и формы получения образования на следующем уровне)
Что же такое школьное инженерное образование?
Развернутое рабочее определение можно найти в Программе (стр. 11) в разделе «Концепция развития начал ИТО в школе». Общая идея школьного ИО заключается в том, что, начиная с 1-х классов, и далее на всех уровнях школьного образования следует внедрять, формировать, воспитывать и развивать такие азы и начала, как:
- мотивация и устойчивый интерес к инженерии (повышение)
- научно-математическая подготовка (усиление)
- культура технологического мышления (воспитание)
- ранние профессиональные пробы (организация)
- опыт конструирования и изобретательских работ, творческой деятельности (создание условий для приобретения)
- инженерные умения и навыки, соответствующие ФГОС (исследовательские, проектные, организаторские и управленческие) (развитие)
Поэтому мы предлагаем изменения в учебных планах НОО, ООО и СОО. С изменениями ООП можно ознакомиться в Программе (стр. 16) или в схемах, которые находятся в буклетах и на слайдах презентации по имеющимся ссылкам. Например, на 2016-17 учебный год в учебном плане 1-х классов для усиления академической составляющей математической и технологической составляющей начальных аспектов инженерного образования вводятся следующие факультативы:
- Учимся с Интел
- Математика и конструирование
- Ментальная математика
- Модульное оригами
- Шахматы
- Учусь создавать проект
- РПС «Юным умникам и умницам»
В 5-х классах (факультативно и в рамках внеурочной деятельности):
- Математика для любознательных
- Физика своими руками
- Информатика
- Визуальное программирование
- Компьютерное моделирование в технологии анимации
- Техническое конструирование
- Графическое моделирование
- Лоскутная пластика
В 10-х классах (учебные профильные предметы, элективные курсы и дополнительные образовательные услуги во внеурочное время):
- Алгебра и начала анализа
- Геометрия
- Физика
- Решение уравнений и неравенств с параметрами
- От простых неравенств к замечательным
- Избранные вопросы математики
- Рациональные уравнения и неравенства
- Введение в САПР
- Углубление физики «Физический эксперимент и лабораторный практикум»
- Углубление математики «Начала математического анализа»
- Введение в специальность:
- Информационные технологии
- Инженерная графика
- Основы программирования
- Черчение
- Робототехника
- Технический перевод
- Основы финансовой грамоты
- Построение карьеры
- Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, пакет программ и др.).
- Оснащение ИТШ современным оборудованием.
- Кадры: внесение изменений в штатное расписание, повышение квалификации преподавательского состава (учителя математики, физики, технологии, информатики).
- Научно-методическое сопровождение реализации содержания инженерно-технического образования на интегральной основе в рамках сетевого взаимодействия.
- Мониторинг реализации Концепции
- Обобщение и презентация опыта работы
- Финансовое обеспечение РИП
Финансовое обеспечение РИП
Формы представления результатов РИП
- Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
- Выступления педагогов школы на конференциях и семинарах
- Публикации педагогов в периодических изданиях и в методических сборниках
- Методические рекомендации для руководителей ОУ по организации начал инженерного образования в школе
Сроки реализации Концепции
Этапы
|
Сроки
|
Результаты
|
|
1
|
Организационный |
2016-17 уч.г.
|
ü Создание системы непрерывного инженерного
образования «школа –
колледж- вуз - предприятие»;
ü Определение содержания
образования в части
основных способов
познавательной деятельности, специфичных
для инженерно-технического
образования обучающихся
|
2
|
Внедренческий |
2017-2020 гг
|
ü Реализация системы непрерывного инженерного образования «школа
– колледж- вуз - предприятие»;
ü Создание комплекса
учебно-методических и дидактических сериалов, обеспечивающих реализацию
образовательной программы школы
с расширенным изучением физико-математических и прикладных
образовательных областей;
|
3
|
Этап обобщения и диссеминации опыта |
2020/2021уч.г.
|
ü Формирование личности
выпускника, социально ориентированного, мотивированного к
сознательному выбору и
продолжению трудовой
деятельности по инженерным специальностям
ü Повышение профессиональной компетенции
учителей в ходе реализации
инновационной программы школы.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий