Концепция

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Реализация новой миссии школы №23 возможна при создании и внедрении системы инженерного образования (его начал) в условиях школьного образования при тесном сотрудничестве организаций дополнительного образования, профессионального образования, предприятий города Коврова, руководителей бизнес-структур как первая ступень в системе непрерывного инженерного образования города Коврова.
Инженерное образование (ИО) является составной частью обучения и воспитания обучающихся, которая:

  • включает представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, социально-техническом проектировании окружающего пространства, способах получения и обработки материалов, информации; воспитание технологического системного способа мышления;
  • предполагает усвоение обучающимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с машинами и механизмами, формирование способности к конструированию и проектированию; 
  • требует высокой учебной мотивации в изучении предметов физико-математического цикла, информационных технологий, конструирования и проектирования с выходом на научно-исследовательскую и научно-практическую составляющую; устойчивого интереса к практико-ориентированным курсам, прикладным, изобретательским и творческим работам;
  • опирается на высокий интеллектуальный уровень обучающихся, который обеспечивал бы целостное представление о современном обществе, систему знаний о его экономических, социальных, политических и духовных основах; 
Особое внимание обращается на актуальность предлагаемых изменений - результатом обучения учащихся в классах инженерно-технологического профиля, должно стать формирование компетенций выпускника средней школы, обеспечивающие возможность получения инженерного образования.


Очевидно, что половина компетенций из перечня, перечисленных рисунке и в таблице являются метапредметными, личностными и эффективно могут быть освоены человеком в период его взросления, т.е. во время его обучения в школе.



Основные принципы реализации системы начал ИТО

в условиях школьного образования

1. Системный подход. Разработанная система инженерного образования,
структурно выстроена, выделены компоненты и связи, механизмы,
позволяющие учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность всего
процесса, так как в основе заложен принцип преемственности. На каждом
уровне общего образования учтены этапы включения учащихся в инженерное знание и в практико-ориентированную деятельность.

2. Принцип преемственности и непрерывности. Образовательная
область «Технология», предметы естественно-математического цикла синтезирует научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Основу предметов естественно-математического цикла, а также входящих в образовательную область «Технология» составляет самостоятельная проектная практическая деятельность учащихся, что позволяет сократить их репродуктивную функцию. Модульное построение содержания образовательных областей позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, блочно-модульный подход обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах, к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.


3. Принцип индивидуализации и социализации обучающихся
предполагает создание системы профильного обучения в старших классах школы, ориентированной в т.ч. на индивидуализацию обучения и социализацию выпускников с учетом регионального рынка труда, а также предусматривает сетевое взаимодействие при реализации ООП с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования и предприятиями города Коврова

4. Принцип опережающего обучения. Концепция носит характер опережающего инженерного образования, при этом каждый уровень общего образования имеет конечную цель:



  • Сформированный у младших школьников интерес к науке и технике
  • Опыт технического творчества
  • Сформированные навыки работы с различными материалами
  • Наличие мотивации к изучению точных наук
  • Информированность в области развития инженерной мысли (биоинженерия, робототехника, ядерная инженерия и др.)
  • Сформированная конструкторская грамотность
  • Опыт проектно-конструкторской деятельности
  • Навыки исследовательской и проектно-конструкторской деятельности
  • Опыт творческой самореализации
  • Знание особенностей инженерных профессий
  • Заинтересованность в получении инженерно-технического образования
  • Осознанный выбор направления и форм получения инженерно-технического образования

и реализуется в блоках:
  1. ЗУНы, опыт деятельностей, компетентности (предметные, метапредметные, личностные)
  2. Профориентация (мотивация, информированность, самореализация, творческие достижения)
  3. Личное и профессиональное самоопределение (осознанный выбор: профиля обучения в старшей школе, направления профессиональной деятельности, форм обучения и формы получения образования на следующем уровне)


Что же такое школьное инженерное образование?


Развернутое рабочее определение можно найти в Программе (стр. 11) в разделе «Концепция развития начал ИТО в школе». Общая идея школьного ИО заключается в том, что, начиная с 1-х классов, и далее на всех уровнях школьного образования следует внедрять, формировать, воспитывать и развивать такие азы и начала, как:

  • мотивация и устойчивый интерес к инженерии (повышение)
  • научно-математическая подготовка (усиление)
  • культура технологического мышления (воспитание)
  • ранние профессиональные пробы (организация)
  • опыт конструирования и изобретательских работ, творческой деятельности (создание условий для приобретения)
  • инженерные умения и навыки, соответствующие ФГОС (исследовательские, проектные, организаторские и управленческие) (развитие)

Поэтому мы предлагаем изменения в учебных планах НОО, ООО и СОО. С изменениями ООП можно ознакомиться в Программе (стр. 16) или в схемах, которые находятся в буклетах и на слайдах презентации по имеющимся ссылкам. Например, на 2016-17 учебный год в учебном плане 1-х классов для усиления академической составляющей математической и технологической составляющей начальных аспектов инженерного образования вводятся следующие факультативы: 

  • Учимся с Интел
  • Математика и конструирование
  • Ментальная математика
  • Модульное оригами
  • Шахматы
  • Учусь создавать проект
  • РПС «Юным умникам и умницам»


В 5-х классах (факультативно и в рамках внеурочной деятельности):
  • Математика для любознательных
  • Физика своими руками
  • Информатика
  • Визуальное программирование
  • Компьютерное моделирование в технологии анимации
  • Техническое конструирование
  • Графическое моделирование
  • Лоскутная пластика

В 10-х классах (учебные профильные предметы, элективные курсы и дополнительные образовательные услуги во внеурочное время):
  • Алгебра и начала анализа
  • Геометрия
  • Физика
  • Решение уравнений и неравенств с параметрами
  • От простых неравенств к замечательным
  • Избранные вопросы математики
  • Рациональные уравнения и неравенства
  • Введение в САПР
  • Углубление физики «Физический эксперимент и лабораторный практикум»
  • Углубление математики «Начала математического анализа»
  • Введение в специальность:
  • Информационные технологии
  • Инженерная графика
  • Основы программирования
  • Черчение
  • Робототехника
  • Технический перевод
  • Основы финансовой грамоты
  • Построение карьеры

Ожидаемые результаты РИП


Критерии эффективности РИП


Ресурсное обеспечение реализации Концепции
  1. Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, пакет программ и др.). 
  2. Оснащение ИТШ современным оборудованием. 
  3. Кадры: внесение изменений в штатное расписание, повышение квалификации преподавательского состава (учителя математики, физики, технологии, информатики). 
  4. Научно-методическое сопровождение реализации содержания инженерно-технического образования на интегральной основе в рамках сетевого взаимодействия. 
  5. Мониторинг реализации Концепции 
  6. Обобщение и презентация опыта работы
  7. Финансовое обеспечение РИП
Финансовое обеспечение РИП

Финансирование: бюджетные средства, привлеченные средства, участие в проектах с грантовой финансовой поддержкой.


Формы представления результатов РИП
  1. Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
  2. Выступления педагогов школы на конференциях и семинарах
  3. Публикации педагогов в периодических изданиях и в методических сборниках
  4. Методические рекомендации для руководителей ОУ по организации  начал инженерного образования в школе
Сроки реализации Концепции


Этапы
Сроки
Результаты
1
Организационный
2016-17 уч.г.
ü   Создание  системы непрерывного инженерного образования  «школа  –  колледж- вуз - предприятие»;
ü   Определение  содержания  образования  в  части  основных  способов познавательной  деятельности,  специфичных  для  инженерно-технического образования обучающихся
2
Внедренческий
2017-2020 гг
ü    Реализация   системы непрерывного инженерного образования  «школа  –  колледж- вуз - предприятие»;
ü    Создание  комплекса  учебно-методических  и  дидактических сериалов,  обеспечивающих  реализацию  образовательной программы школы  с расширенным изучением физико-математических и прикладных образовательных областей;
3
Этап обобщения и диссеминации опыта
2020/2021уч.г.
ü   Формирование  личности  выпускника,  социально  ориентированного, мотивированного  к  сознательному  выбору  и  продолжению  трудовой деятельности по инженерным специальностям
ü   Повышение  профессиональной  компетенции  учителей в ходе  реализации инновационной программы школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий